Как подключить пассивный кроссовер?
Кроссовер – это устройство, которое делит звуковой сигнал, поступающий от магнитолы на автомобильные колонки, на разные частотные диапазоны. Оно используется не только с широкополосными динамиками, но и с такими специализированными, как сабвуферы, мидвуферы и твиттеры. Понимание назначения кроссовера в автоакустике помогает добиться более чистого и естественного звучания.
Виды кроссоверов
Кроссоверы для автомобильной акустики бывают двух типов: активные и пассивные.Активные модели оснащены встроенным усилителем, что позволяет не только более точно разделять аудиосигнал на полосы, но и регулировать частоту разделения, чувствительность и крутизну характеристики. Такие кроссоверы редко выпускаются как отдельные устройства, чаще они встроены в усилители мощности для автозвука.
Пассивные кроссоверы — это наиболее простые и распространенные устройства. Они состоят из фильтров, включающих катушки и конденсаторы: катушки блокируют высокие частоты, а конденсаторы — низкие. Для повышения эффективности их объединяют в цепи. Пассивный кроссовер имеет один вход и два или три выхода, к которым подключаются динамики. Магнитола соединяется напрямую с входом кроссовера.
По количеству полос кроссоверы бывают двухполосными и трехполосными. Двухполосные разделяют низкие и высокие частоты, которые отправляются на соответствующие динамики — сабвуфер и твиттер. Трехполосные кроссоверы также выделяют средние частоты, которые направляются на мидвуферы.
Одно из главных преимуществ пассивных кроссоверов — отсутствие необходимости в дополнительном питании, а также возможность регулировки звуковых характеристик через переключатели.
Инструкция по подключению
Пассивный кроссовер для автозвука подключается следующим образом:- Установите динамики. Выходные провода от магнитолы подключите к входным клеммам кроссовера.
- Соедините динамики с клеммами кроссовера, используя акустические кабели. Клеммы могут иметь обозначения:
- Wf (для широкополосных динамиков), Sw (для сабвуфера),
- Mw (для мидвуфера)
- Tw (для твиттера).
Для упрощения процесса можно выбрать усилители с уже встроенным кроссовером. Подключите сабвуфер, мидвуферы и твиттеры к соответствующим выходам устройства. Используйте переключатели для настройки оптимальных характеристик звука для ваших динамиков.
Подключение без кроссовера
Один из способов подключения — это последовательное соединение высокочастотных динамиков с широкополосными. Однако в таком случае может произойти ослабление звука низких и средних частот, тогда как высокочастотные динамики будут звучать громче. Тем не менее, даже без кроссовера можно подключить твиттеры к колонкам и получить неплохой результат.Перед подключением по такой схеме можно попробовать альтернативный подход — подключить катушку параллельно твиттерам. Катушку можно сделать самостоятельно, намотав 100-200 витков тонкого провода на неметаллический каркас.
Эта катушка будет частично поглощать звуковой сигнал, благодаря чему на твиттер будет приходиться меньше энергии, чем на широкополосный динамик. Чем меньше витков и толще провод, тем ниже сопротивление катушки, что приведет к большему ослаблению звука твиттера. В результате аудиосистема в автомобиле при таком подключении будет звучать более естественно.